Минимизация износа деталей любого силового агрегата зависит от качества моторного масла. Одним из критериев его выбора является вязкость. Оптимально, когда смазочный материал характеризуется пологим вязкостно-температурным показателем (HTHS). То есть, масло незначительно меняет свои параметры при нагреве – это делает его универсальным для широкого диапазона условий эксплуатации авто. Однако, эффективность является не единственным параметром, по которому оценивается качество расходного материала.
После введения в 1993 году новых нормативов касательно состава выхлопных газов дизелей на рынке появился новый класс моторного масла – CG-4. В свою очередь, производители топлива были вынуждены реагировать на такие рыночные тренды, поменяв качественные стандарты топлива. При этом ориентировались они на ключевые критерии – соответствие строгим нормам токсичности без снижения КПД двигателя.
Далее логичным шагом стала адекватная реакция мировой автоиндустрии – начали создавать моторы, адаптированные к новому виду топлива и к новому классу моторного масла. Даже турбосервис ощутил такие трансформации, поскольку турбонаддув непосредственно связан с силовым агрегатом.
Технически речь идет о движении высокотемпературной вязкости масла на сдвиг в сторону уменьшения. Однако, оно рекомендовано к применению только в специально подготовленных моторах. Если дать такую смазку обычному двигателю, то неизбежен ускоренный износ деталей и узлов. Объясняются такие условия просто: в силовых решениях под HTHS технологический зазор между поверхностями трущихся элементов минимально возможный. В обычных же моторах с увеличенными расстояниями получится разрыв масляной пленки, что приводит к трению металла об металл.
В мире существует два главных классификатора моторных масел:
Логично, что для украинского рынка актуальными являются нормативы ACEA, последняя редакция которого утверждена в 2004 году. В этом документе обозначено объединение в общую категорию масел для моторов на дизельном топливе и для бензомоторов в сегменте легкового автотранспорта. Однако, даже сейчас на таре можно увидеть старую маркировку из редакции классификатора 2002 года – ее производители указывают, чтобы владельцы автомашин с двигателями более ранних годов имели возможность правильно подобрать смазочный материал.
Нужно сказать, что на сегодняшний момент идут активные разработки масел с целью увеличения вязкости в режиме высокого содержания в нем сажи. Таким образом, новые экологические стандарты дали мощный толчок в развитии рынка автомобилестроения.